Ответ МВД на запрос «Вело-Алматы» об изменении ПДД

Ответ МВД на запрос «Вело-Алматы» об изменении ПДД

Мы получили ответ на наш запрос. По всем пунктам категоричный отказ. Сдаваться мы не собираемся, поэтому на данный момент запросили дополнительную информацию по статистике ДТП с участием велосипедистов, пешеходов и автомобилей. Ниже можно ознакомиться с письмом.

Рассмотрев Ваше обращение, касательно требований Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 1196 (далее – ПДД), к движению велосипедов, сообщаем следующее.

  1. Касательно запрета на перевозку пассажиров на велосипеде.

Казахстаном в декабре 2009 года ратифицирована Конвенция ООН о дорожном движении (совершенная в Вене 8 ноября 1968 года) (далее – Конвенция).

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Конвенции водителям велосипедов запрещается перевозить пассажиров.

В связи с этим, запрет на перевозку пассажиров водителями велосипедов был отражен в Законе «О дорожном движении» (далее – Закон) и новых ПДД.

Кроме того, в самом понятии велосипед не предусматривается возможность перевозки на нем пассажиров.

Справочно. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более (кроме кресло-колясок для инвалидов) и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Также, основанием для реализации данной нормы Конвенции явилось высокая аварийность среди велосипедистов, несмотря на сезонный период их эксплуатации. Так, в 2014 году совершено 69 (в 2013 г.- 57 ДТП, рост на 21,1%) ДТП с участием велосипедистов, погибли 8 (2013г. 4, рост на100%) и ранено 65 человек (2013 г. -55, рост на 18,2%).

Данная норма не снижает популяризацию велосипеда как вида транспорта, а лишь снижает риск получения травм водителями и пассажирами велосипедов, так как типовая конструкция велосипедов не предусматривает дополнительных мест для пассажиров, а тем более для перевозки детей, что подвергает их жизнь и здоровье повышенной опасности.

Более того, при перевозке пассажиров у водителей велосипедов значительно увеличивается нагрузка и замедляется маневренность движения, в  связи с этим, ослабевает контроль за дорожной ситуацией, а в плотном потоке движения в городах это приводит к аварийным ситуациям.

  1. Касательно минимального возраста для передвижения по проезжей части дороги на велосипеде.

При разработке новых ПДД присутствовала норма по минимальному возрасту передвижения на велосипеде по проезжей части с 14 лет.

Однако, при согласовании проекта с другими государственными органами, указанная норма была исключена из ПДД ввиду того, что в Законе предусмотрены только возрастные ограничения для получения права управления механическими транспортными средствами (водительских удостоверений).

Кроме того, предполагается, что в городах будет развиваться сеть велосипедных полос движения и велосипедных дорожек, где все движение велосипедистов будет осуществляться на них.

При планировании дорог и населенных пунктов Законом предусматривается обязательность наличия велосипедных полос движения и велосипедных дорожек (ст.ст. 41, 43 Закона).

В связи с этим, какое-либо ограничение по минимальному возрасту передвижения на велосипедах по велосипедным полосам движения и велосипедным дорожкам полагалось нецелесообразным.

  1. Касательно запрета на передвижение велосипедов по тротуарам.

В соответствии с ПДД тротуаром является часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части дороги или отделенная от нее газоном.

Кроме того, предписывающий дорожный знак 4.6 «Пешеходная дорожка» разрешает движение только пешеходам.

Аналогичная норма существовала и в ранее действовавших ПДД, и каких либо проблем по их практическому применению не возникало.

Конвенцией предусмотрено, что водитель не должен допускать действий, способных подвергнуть опасности пешеходов.

Следует отметить, что ввиду уязвимости пешеходов и водителей велосипедов от негативного воздействия дорожного движения Конвенцией о дорожных знаках и сигналах предусмотрено разделение потоков движения участников дорожного движения по их категориям:  «обязательная дорожка для пешеходов» (указывает пешеходам, что они обязаны пользоваться дорожкой, в начале которой установлен знак Д,5, и указывает другим пользователям дороги, что они не имеют права пользоваться этой дорожкой);  «обязательная велосипедная дорожка» (указывает велосипедистам, что они обязаны пользоваться велосипедной дорожкой, в начале которой установлен знак Д,5, и указывает водителям других транспортных средств, что они не имеют права пользоваться этой дорожкой).

Вместе с тем, Конвенция допускает возможность, при наличии велосипедных полос движения или велосипедных дорожек, запрета водителям велосипедов передвигаться по проезжей части вне велосипедной дорожки.

Как уже отмечалось выше, Закон предусматривает обязательность наличия велосипедных полос движения и велосипедных дорожек при планировании и строительстве дорог и населенных пунктов.

При этом, предписывающий дорожный знак 4.5 «Велосипедная дорожка»,  ПДД не исключает движения по ним пешеходов, при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки или обочины.

Согласно ПДД пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работы. К пешеходам приравниваются физические лица, передвигающиеся в кресло-колясках для инвалидов, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую коляску.

В настоящее время, велосипедист может передвигаться по тротуару, но только как ведущий велосипед.

 

  1. Касательно введения в ПДД понятия велопешеходная дорожка и соответствующего знака

Конвенциями предусмотрены понятия «Велосипедная дорожка», «Велосипедная полоса движения», «Пешеходные переходы»  «Пешеходная дорожка», но отсутствует понятие «Велопешеходная дорожка».

В соответствии с требованиями ПДД предписывающий дорожный знак 4.5 «Велосипедная дорожка» предусматривает, что по велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы, при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки или обочины. В связи с этим, при наличии таких элементов дороги, считаем нецелесообразным движение по велосипедной дорожке пешеходов.

  1. Касательно разделения требований к движению велосипедистов и мопедов от требований по прогону животных

В соответствии с ПДД водителем является лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных.

Соответственно дополнительные требования к водителям велосипедов и мопедов распространяются и на погонщика, в связи с этим разделение требований между ними считаем нецелесообразным.

Кроме того, норма, касательно прав и обязанности водителей мопедов, велосипедов, погонщиков, ведущих по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных, предусмотрена Законом, что исключает отдельное внесение соответствующих изменений в ПДД.

 

Следует отметить, что в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере дорожного движения и обеспечения его безопасности, в настоящее время проводиться мониторинг практического применения Закона (вступил в действие 20 октября 2014 года).

По результатам проведенного мониторинга будет проработан вопрос по инициированию проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения», где Вы, в рамках рабочей группы, можете принять участие, и будут рассмотрены вышеуказанные предложения.

 

 

Заместитель председателя                                                                Т. Мусаканов

Без рубрики

One thought on “Ответ МВД на запрос «Вело-Алматы» об изменении ПДД

Оставить комментарий